Про прицепное оборудование

Про прицепное оборудование, применяемое при трелевке, я уже упоминал в этой статье. В статье заметил про необходимость этого оборудования и общие вопросы работы с ним. В этой статье лишь дополню информацию по данной тематике.

Давайте оценим, какие мы имеем параметры тросов, какого вида чокеров используем на технике во время работы на лесозаготовке. Для начала приведу ниже таблицу, которая имеет показания скользящего оборудования для трелевочных тракторов.

чокеры

Ну, теперь давайте сравнивать. Буду говорить за себя. Длина собирающего троса, применяемого на нашем оснащенном тракторе (ТДТ-55), составляет 25-30 метров. Разумеется, в зимнее время, трос используется длиннее, а в бесснежный период – короче. Диаметр основного троса всегда приобретаем на 19 мм, в очень редких случаях – толще (если нет в наличие меньшего диаметра). Что касается чокерного троса, то используем диаметр 13 мм, иногда толще (опять же зависит от наличия на складе). Количество чокеров на основном тросу – 14-17 штук. Длина чокера такая же, как и в приведенной таблице – от 1,7 до 2 м. Правда, первые чокера покороче и могут составлять 1,5 м, а последние длиннее – 2 м. Еще хочу заметить, что диаметр чокерных тросов зависит от среднего объема хлыста. То есть, при трелевке тонкомера нецелесообразно использовать толстый чокер – хлысты будут слетать с крючка. При крупномере, напротив, тонкий чокер будет обрываться. Об этих особенностях я писал в уже упомянутом посте.

Как видим, разница со стандартными показателями – незначительная. Но уверен, что и у большинства лесорубов данные погрешности небольшие. Многие применяют более толстый собирающий трос, но мягче и качественнее. Например, особой популярностью пользуются японские тросы – мягкие и прочные, с которыми работать одно удовольствие. Даже по цвету они отличаются от отечественных – более светлые. Нам довелось лишь раз работать с таким тросом. Но ничего не бывает вечным и он пришел в свое время в негодность.

Хочу заметить один момент. Это касается концевого стопора на конце основного троса. Как правило, используется петля, в которую вставляется штырь (палец от трака – иногда целый, а иногда обрезанный), который стопорит чокера. Однако вместо пальца можно использовать разрезное стопорное кольцо. Насколько это удобно – не знаю, не видел, но данный метод приводится в учебном источнике.

Мы используем кованные чокера (крюки), с использованием клиновидных вкладышей. Хотя приходилось работать и обычными плоскими стальными крючками. Ниже привожу рисунок прицепного оборудования.

прицепное оборудование

А – собирающий трос; б – чокер ЦНИИМЭ с креплением троса клиновидными вкладышами; в – чокер комбината Комилеса; г – прицепное устройство для трелевки тракторами Т-80, Т-100М; д – кованый крюк чокера и разрезное стопорное кольцо

Комбинатом Комилеса (республика КОМИ) был разработан чокер, который продлевает срок службы (рисунок в). К одной из кассет 1 приваривается крюк 2, к другой – кольцо 3. К кольцу приваривается накладка 4, после износа её заменяют, что увеличивает срок службы чокера.

На рис. Г приведено прицепное устройство для трелевки тракторами Т-80 и Т-100М, не имеющих лебедок. К тяговой площадке трактора крепится двурогий крюк 1, на каждый рог крюка надевается кольцо или петля 2 основного троса 3, который проходит через кольца чокеров 4 и запирается стопорным разрезным кольцом 5.

Устройство кованного крюка-чокера и разрезного стопорного кольца показано на рис. Д.

Если вам есть что рассказать про прицепное оборудование – то делитесь своими соображениями и информацией.

Доп.источник – технология и машины лесосечных и лесовосстановительных работ.