Беларус

Лично я считаю Беларус уникальным трактором: он мне симпатичен как внешне, так и своей превосходной работой. Да, это техника общего назначения и побольшей части пользуется успехом в сельском хозяйстве, где он повсеместен. Однако он всесущ! Его мы можем наблюдать в поле, в городе, с различной навеской и прибамбасами. Широко он используется и при заготовке леса. Это мобильная маневренная техника. Затруднительный период для него – поздняя зима, когда трудно пробиваться сквозь сугробы. Однако по пробитым и накатанным волокам Беларус с «передком» (82-ой) летает с пачками быстро и легко. Да, пачки небольшие (3-5 хлыста) и на дыбы он встает (если не утяжелен спереди) как боевой конь, но оснащенный лебедкой способен выдирать хлысты не хуже специализированной гусеничной техники. И пока его гусеничный «собрат» тихоходом тянет лес на эстакаду, Беларус способен сделать не одну ходку за это время и по количеству хлыстов практически не уступит.

трактор Беларус

Наш сучкоруб — профессиональный тракторист и обожает «колесники».

Прошлой зимой соседняя частник-заготовитель улучшил свои показатели по заготовке, благодаря особой стратегии: 1 бригада «котиком» пробила все волока в делянке и уехала в следующую деляну. Далее лесозаготовитель загнал в пробитую волоками делянку Беларус и ребята моментально ее вывалили.

Конечно, проблемы есть и со штабелевкой – высокими их не сделаешь. Но если с вывозкой проблем нет, то не будет проблем и с закучиванием.

Мне приходилось работать с «сороковкой», 80 и 82-ым. Т-40 был оснащен лебедкой и проблем особых не возникало. На 80-ке оборвали цапфу (высокая корневая) и пришлось в дальнейшем задействовать его лишь на эстакаде. 82-ой – без особых проблем! Для «колесников» лишь приходилось прорубать волока, где предполагались пути с наименьшим количеством деревьев, чтобы избежать наезд на пни. При сплошных рубках технология практически не нарушается, а вот на промежуточной рубке несколько затруднительно (необходимо соблюдать пути намеченных волоков). Но об особенностях «колесной заготовки» мы поговорим в будущем, а ниже я предлагаю общую инфу (переработал с инета) о тракторе Беларус всех видов и назначения.

Беларус: история и назначения

Ныне известные как «Беларус-80» и «Беларус-82» трактора выпускались ранее под названием МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус». Производство Минским тракторным заводом этих универсально-пропашных колесных тракторов началось еще в 74 году прошлого столетия и продолжается и в настоящее время. Данные модели тракторов – это результат глубокой модернизации изготовляемых ранее тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. Сборочные единицы и детали этих тракторов унифицированы на 70 процентов. Машины собраны по традиционной компоновке. Это расположенный спереди двигатель, полурамные конструкции, несущие картеры узлов трансмиссии. Ведущие колесе у тракторов – задние. Они увеличены в диаметре. А передние, уменьшенные в диаметре колеса являются направляющими. Модель трактора МТЗ-80 заднеприводный, а МТЗ-82 — полноприводный.

Данные модели тракторов изначально и по сей день производятся в нескольких вариантах, которые различны между собой по типу и по передаточным числам трансмиссии, по привязочным местам для навесного оборудования и по способу пуска двигателя. А также по внешнему оформлению и по типу резины, по величине агротехнического просвета и по установке систем обеспечения работы на крутых склонах.

Эти тракторы, наряду с Т-40 и ДТ-75 – это самые массовые модели, выпускаемые на постсоветском пространстве.

Немного истории

Все началось с того, Совет Министров СССР издал постановление за номером 606, в котором говорилось о создании универсально-пропашного трактора, мощность которого должна быть не менее 75 лошадиных сил, а тяговый класс – 1,4. Так появились первые модели тракторов семейства Т-70 и МТЗ-80/82. С целью ускорить выпуск машин и свести к минимуму затраты на переоборудование завода, принято решение о полной модернизации МТЗ-50/52. В устройство новой модели внесли массу изменений: оснастили машину двигателем повышенной мощности, изменили кабину и обшивку. Испытания новой модели успешно завершились в 1972 году. В ходе испытаний определены агрегатируемые орудия и машины. Скорость трактора возросла до 33 км/ч. Это произошло, благодаря повышению оборотов двигателя, что дало возможность использовать трактор более рационально. Конвейерное производство трактора началось в 1974 году. А через год, в Кишиневе, стала выпускаться гусеничная модификация Т-70.

Конструкция

Данные модели оснащены четырехтактным четырехцилиндровым двигателем Ч11/12,5 (Д-240 и Д-243), объемом 4,75л и мощностью 80 лошадиных сил, производства ММЗ с поршневой полуразделенной камерой сгорания топлива. На некоторых из них установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. Старт двигателя производится при помощи элекстростартера или пускового двигателя, мощностью 10 лошадиных сил.

Модели МТЗ-80 и МТЗ-82 укомплектованы механической трансмиссией, замкнутой, однодисковой, сухой муфтой сцепления, 9-ступенчатой двухдиапазонной коробкой передач (18 передач вперед и 4 назад) с понижающим редуктором. Можно установить ходоуменьшитель. На некоторых тракторах, произведенных начиная с 1986 года, установлена гидроуправляемая коробка передач, которая позволяет выбрать любую из передач без отключения муфты сцепления. Задний мост этих машин – дифференцированный с функцией блокировки, управляют которой при помощи педали на полу кабины. На более новых тракторах это гидравлика. Под приборной панелью находится переключатель режимов, который связан с рулевым механизмом.

На базе трактора МТЗ-82 выпускается также одноковшовый экскаватор с погрузчиком. Его задние колеса с жесткой подвеской установлены наоборот, с целью получить максимальную устойчивость. Они закреплены клеммовыми соединениями на ведущих осях, что дает возможность бесступенчатого изменения ширины колеи в пределах 140 — 210 сантиметров. Передние колеса экскаватора с полужесткой подвеской имеют балансирный мост. Их колея тоже регулируется в пределах 120 – 180 сантиметров, но ступенчато, с шагом 10 сантиметров. В основных модификациях этого трактора дорожный просвет составляет 46,5 сантиметров, в модификации МТЗ-82Н – 40 сантиметров, а в оборудованных колесными редукторами вариантах – 64,5 сантиметров. Трактор укомплектован дисковыми тормозными механизмами, его передние колеса производят управление поворотами. Предусмотрен в данной модели и гидроусилитель руля.

Кроме того, данная модель трактора имеет раздельно-агрегатную гидравлическую систему, которая включает в себя шестеренчатый, приводимый от мотора, насос НШ-32, золотниково-клапанный гидрораспределитель, состоящий из трех секций, а также гидроцилиндр, управляющий навесным плугом.

Существуют такие основные модификации данной модели трактора:

  • Универсально-пропашные тракторы МТЗ-80 и МТЗ-80.1 имеют задний привод, малую и большую кабину соответственно.
  • Универсально-пропашные полноприводные тракторы МТЗ-82 (малая кабина) и МТЗ-82.1 (большая кабина).
  • Колесный рисоводческий трактор МТЗ-82Р.

Универсально-пропашной полноприводный трактор МТЗ-82Н с пониженным 40- сантиметровым клиренсом. Размер его задних колес 6,9/14-30 задние, а передних – 10-16. Чтобы поддерживать вертикальную посадку тракториста, имеется возможность отклонения сиденья от продольной оси. Эта функция существует, поскольку трактор предназначен для работ на склонах.

Универсально-пропашной курглосклонный полноприводный трактор МТЗ-82К оснащен гидросистемой автоматического выравнивания и стабилизации положения остова, имеет бортовые качающиеся редукторы. Ведущий мост у этого трактора – передний. Он имеет параллелограммные рычаги. Кроме того, введены дополнительные гидравлические цилиндры и в систему навески трактора, чтобы добиться стабилизации агрегатируемых машин. Трактор также предназначен для работ на склонах.

Хлопководческий трактор МТЗ-80Х/80ХМ укомплектован одним управляемым колесом, а также, повышающими клиренс до 65с сантиметров, узлами бортовых передач. Модификация трактора ХМ отличается более мощным двигателем Д-240Т (100 лошадиных сил).

Универсально-пропашной гусеничный трактор Т-70В/С – это трактор 2 т класса. Его предназначение – возделывания виноградников (В) и сахарной свеклы (С). От базовой модификации его отличает обшивка, кабина, тип движетелей – здесь они гусеничные. У данной модели менее мощный двигатель Д-241Л – всего 70 лошадиных сил. Девятая передача в КПП заблокирована, а также в этом тракторе изменена гидравлическая система. Между собой виды этого трактора различны в размерности гусеничной цепи.

Универсально-пропашные трактора МТЗ-80 и МТЗ-82В. Их отличие от базовых тракторов в том, что они укомплектованы реверсивным редуктором.

Овощебахчевому варианту базовой модели трактора МТЗ-82Т характерен повышенный клиренс, добились которого путем установки дополнительных редукторов колес.

Лесохозяйственный Т-80Л предназначен для трелевки древесины, а также для противопожарных мероприятий, выполнения работ по восстановлению лесов и работ с агрохимией. Его отличительные характеристики – это пониженной мощности (всего 60 лошадиных сил) сдвинутый вперед двигатель Д-243Л, другие обшивка и кабина. Кроме того, его колеса имеют одинаковую размерность 530—610, а транспортная скорость трактора увеличена до 36км/ч. Унификальность трактора МТЗ-82 с данной моделью – 80 процентов.

Спецтехника

Кроме вышеперечисленных модификаций трактора МТЗ-82.1, Сморгонским агрегатным заводом на его базе производится техника специального предназначения для применения в коммунальных сферах. Это модификации Беларус-82МК и Беларус МУП-750, имеющие такие технические характеристики:

Трактор Беларус-82 МК – это уборочная машина, оснащенная плужно-щеточным оборудованием, предназначение которой – очистка от мусора и снега площадей, проезжей части, тротуаров и дорог с твердым покрытием. Кроме того, он может применяться в планировке насыпного грунта и засыпке траншей и ям.

Трактор Беларус-ЭП-491 – это экскаватор-погрузчик, который предназначен для транспортировки сыпучих материалов на малые расстояния, выполнения погрузочно-разгрузочных и земляных работ на грунтах первой-четвертой категорий (допустимо также применение экскаватора на мерзлых грунтах после их предварительного разрыхления), уборки мусора, снега и так далее, засыпки траншей насыпным грунтом и планировки площадок.

Трактор Беларус МУП-750 – это уборочно-погрузочная модификация. Машина предназначается для выполнения уборочных работ, погрузки и разгрузки, а также транспортировки сыпучих материалов на малые расстояния. В числе его функций также засыпка ям и траншей насыпным грунтом, работы по очистке площадей, тротуаров и дорог, планировка площадок.

Каковы ваши впечатления о тракторе Беларус.

Adblock detector